Национальное исследование, проведенное Центром за демократию и технологии (Center for Democracy & Technology), показало, что школы субъективно и широко блокируют доступ учащихся к онлайн-информации. Пятнадцатилетняя Ализа Сиддик на уроке испанского языка в своей школе в Северной Калифорнии столкнулась с проблемой интернет-фильтра во время обсуждения новостных передач. Ее учитель рассказал классу…
Проблема чрезмерной фильтрации
Исследование Центра за демократию и технологии выявило тревожную тенденцию: школьная интернет-фильтрация выходит далеко за рамки блокировки нежелательного контента, такого как порнография или сайты с пропагандой насилия. Фильтры часто блокируют доступ к образовательным ресурсам, новостным сайтам и даже к информации, необходимой для выполнения домашних заданий. Такая чрезмерная фильтрация не только ограничивает доступ учащихся к знаниям, но и препятствует развитию критического мышления и цифровой грамотности. Вместо того, чтобы учить учащихся безопасно и эффективно использовать интернет, школы создают «цифровые стены», которые изолируют их от реального мира.
Случай Ализы Сиддик – яркий пример этой проблемы. Попытка учителя использовать актуальные новостные материалы на уроке испанского языка обернулась неудачей из-за школьного интернет-фильтра. Этот пример демонстрирует, как цензура в школах может негативно повлиять на образовательный процесс и ограничить возможности учителей использовать современные методы обучения.
Последствия ограниченного доступа
Ограниченный доступ к информации имеет серьезные последствия для учащихся. Они не могут полноценно участвовать в онлайн-дискуссиях, проводить исследования по интересующим их темам и развивать навыки, необходимые для жизни в современном цифровом обществе. Более того, чрезмерная фильтрация может привести к цифровому неравенству, поскольку учащиеся из малообеспеченных семей, которые полагаются на школьный интернет, оказываются в еще более невыгодном положении.
Необходимость сбалансированного подхода
Школы должны найти сбалансированный подход к интернет-фильтрации. Безусловно, важно защищать учащихся от вредного контента, но не менее важно обеспечить им доступ к информации, необходимой для обучения и развития. Прозрачность в отношении применяемых фильтров и открытый диалог с учащимися, учителями и родителями – ключевые факторы для создания эффективной и справедливой политики интернет-безопасности в школах.
Смешная история про школьные фильтры
Вспоминая эту тему, мне на ум приходит забавная история из моей школьной жизни. Мы с другом пытались сделать презентацию по истории про древний Рим. Нам нужны были изображения Колизея, но школьный фильтр блокировал все сайты с картинками, считая их «развлекательными». В итоге, Колизей в нашей презентации был представлен рисунком, сделанным мной в Paint. Он больше был похож на груду серых кирпичей, чем на величественное сооружение. Весь класс, включая учителя, смеялся до слез.
Другой раз мы готовили доклад о Шекспире. Нужно было найти информацию о его жизни и творчестве. Однако, школьный фильтр блокировал доступ к большинству сайтов, посвященных литературе, классифицируя их как «не относящиеся к учебе». В конце концов, мы нашли информацию на каком-то кулинарном сайте, где в статье о средневековой кухне мимоходом упоминался Шекспир. Доклад получился немного странным, с рецептами елизаветинской эпохи, вплетенными в биографию драматурга. Учительница, конечно, удивилась, но оценила нашу находчивость.